Самое главное в жизни – уметь учиться.
Питер Шеперд
В комплексной системе подготовки детей к обучению в школе помимо познавательного компонента, который заведомо выше у выпускников дошкольного отделения на момент поступления в школу по сравнению со среднестатистической выборкой, мы обращаем особое внимание на психологическую подготовку воспитанников.
- Мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации.
Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения будущего первоклассника.
Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умения трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он разгорается. Именно поэтому дошкольное отделение Классического пансиона МГУ постулирует раннее развитие как одну из доминантных своих задач и использует широкий спектр новейших методик и технологий для ее реализации (методика раннего развития Г. Домана; методика М. Монтессори; элементы системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, Петерсона; программа «Развитие»; система нейропсихологичекой коррекции (А. Семенович); система интеллектуальных упражнений А.Зака; метод Судзуки, песочная терапия и песочная грамота; релаксационные и арт-терапевтические технологии и др.).
- Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя
В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий, не умеет работать по правилу, по образцу, нарушает дисциплину.
Основные проблемы с работой по правилу возникают у первоклассников, не игравших до школы в игры с правилами, когда учитель задает некое правило, которое затем надо применять в работе. Структура внутренней саморегуляции и принятие алгоритма организации дня прочно интериоризированы воспитанниками дошкольного отделения в силу неординарности всей психолого-педагогической структуры Пансиона.
- Определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения
Обобщение развивается в процессе познания ребенком свойств различных предметов. Поэтому очень важно предоставить малышу возможность исследовать окружающий его мир, а также дать правильные способы этого исследования. Именно интегративный подход и использование диалектического принципа «от общего к частному» в подаче материала позволяют к концу дошкольного периода сформировать у выпускников ДО целостную картину мира, опирающуюся в своей аналитико-синтетической основе на понятийное мышление.
Проблема личностной готовности вообще не стоит перед выпускниками дошкольного отделения, поскольку все они обладают к концу дошкольного детства необходимым набором критериев внутренней психологической зрелости:
- становление активной позиции воспитанника (через предоставление инициативы);
- развитие осознанности поведения;
- ответственность, умение сотрудничать с другими детьми;
- проявления индивидуальности.
Максимальному обеспечению готовности к школе способствует цикл познавательно-игровых занятий
Цель: помочь нашим воспитанникам в формировании познавательных мотивов учения для успешного творческого усвоения знаний.
Задачи:
- Формирование адекватных представлений ребенка о школе и общего положительного отношения к ней.
- Развитие желания стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться.
- Развитие познавательной активности, детской самостоятельности и инициативы.
- Развитие произвольности познавательной деятельности и поведения.
- Развитие самооценки детей.
- Воспитание у детей потребности в приобретении новых знаний.
Планируемый результат:
Грамотное проведение познавательно-игровых занятий встреч с детьми позволяет подготовить ребенка к школе: у детей развивается познавательная активность, социальная компетентность, формируется внутренняя позиция школьника, что в целом способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Психологическая служба работает в постоянном интерактивном режиме с медицинским сопровождением с целью более успешной реализации валеологических принципов Классического Пансиона, обеспечивая единство психического и физического здоровья.
Содержание образовательной программы
|