Пансион – это уникальное учебное заведение по многим показателям, но лично для меня самое главное качество заключается в возможности творческой самореализации каждого сотрудника. Синтез реализуемых программ тому самое лучшее доказательство. Я искренне люблю свою работу и очень ценю сплоченность коллектива, нацеленного на единый результат, работающего в этом же составе многие годы. Немногие частные детские сады обладают таким уникальным образовательным потенциалом, и редко какой частный сад предоставляет малышам такие условия развития, когда они, даже после кратковременного пребывания в дошкольном отделении Классического пансиона МГУ, начинают намного опережать своих сверстников.
Коляда Елена Николаевна.
Методист дошкольного отделения. Два высших образования.
31 года педагогического стажа, из них 16 лет в Классическом пансионе МГУ им. М.В.Ломоносова.
Образовательная программа дошкольного отделения отражает специфику внутренней концепции Классического пансиона МГУ о формировании творческой, мотивированной на успех, коммуникативно-открытой, образно-мыслящей, активной, гармоничной личности. Достижение такого результата возможно за счет применения авторской инновационной модели организации воспитательно-образовательного процесса, которая предполагает раннее выявление задатков и потенциальных возможностей воспитанников и своевременно выстроенную индивидуальную программу развития.
Образовательная программа дошкольного отделения по структуре и целям полностью отвечает Федеральным государственным требованиям, но по своей содержательной составляющей выходит далеко за их рамки, предполагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка.
Глобальная задача специалистов учреждения заключается в максимальном раскрытии потенциала ребенка с помощью дополнительной системы воспитательно-образовательных услуг.
Представленная система реализуется через интегративную форму подачи материала. Интегративный подход складывается из взаимосвязанных компонентов обучающей модели, а именно:
- формулирования ключевого направления года;
- определения значимого содержания в контексте основного направления года и тем недельного погружения;
- содержательного детализирования основной темы через все образовательные области;
- интегративной поддержки заявленной тематики через игровую деятельность, режимные моменты, прогулку;
- включенности всех сотрудников (педагогического состава, помощников воспитателей, сотрудников психолого-валеологической службы, работников столовой) в атмосферу изучаемой тематики вне образовательной деятельности;
- привлечения родителей воспитанников к осмысленному поддержанию познавательного интереса изучаемой тематики;
- осуществления социокультурной поддержки со стороны музеев, театров, выставок и т.д. в рамках научного осведомления;
- пополнения предметно-развивающей среды тематической дидактикой, наглядностью, видео- и аудиотекой, костюмами, энциклопедическим материалом, произведениями живописи и музыкального искусства.
Как мы отметили ранее, программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями. С другой стороны Классический пансион определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о значении дошкольного возраста для становления и развития личности ребёнка:
Личностно ориентированные принципы:
- принцип адаптивности - предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
- принцип развития: основная задача дошкольного отделения – целостное развитие личности ребенка и обеспечение готовности к дальнейшему развитию.
- принцип психологической комфортности - предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Культурно ориентированные принципы:
- принцип целостности содержания образования - предполагает содержания образования о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
- принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир –это мир, частью которого он является и который он так или иначе переживает и осмысляет для себя.
- принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
- принцип ориентировочной функции знаний - знание предполает нание в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
- принцип овладения культурой - обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Формируя у воспитанников стройную систему мировидения посредством внеучебной развивающей среды, педагоги используют включенные в совместную деятельность передовые методики и технологии, умело аккумулируя базовый стандарт и дополнительный блок в гармоничную взаимосвязанную деятельность.
Данная учебная модель разработана с учетом одного из ведущих принципов диалектики «От общего к частному», которого, к сожалению, не придерживаются традиционные программы образования, и предполагает формирование у детей представлений о целостной картине построения мира с последующей детализацией знаний в рамках отдельных информационных блоков, например, представлений о целостном историческом континууме с последующей детализацией знаний в рамках отдельных исторических эпох.
Освоение детьми целостной картины мира как глобальной ее модели позволяет структурировать сложный познавательный материал в стройную диалектическую систему. Имея такой образ миропонимания, ребенок без труда может восполнить недостающий блок детализированной информации и включить его в уже сложившуюся закономерную модель восприятия, не нарушая законов классификационной принадлежности.
Использование данного подхода как НОУ-ХАУ пансиона, а также применение признанных и авторских методик развития, позволяют добиваться высокой эффективности усвоения материала при минимальной затрате временного ресурса детей.
Содержание основной образовательной программы
| |